Три естественные, но смертельно-опасные ошибки на старте сайта

— Здравствуй, я — Смерть, к тебе пришла...
— И что?
— И все!
Анекдот

 

Большинство бизнесменов однажды пробуют развить свой бизнес «электронным представительством» — сайтом. Порой успешно (иногда — фантастически), порой — провально. И чтобы избежать преждевременного «схода с дистанции», стоило бы знать корни типичных неудач.

О причинах краха коммерческих сайтов написано много. Многочисленны и сами причины. Так, специальным исследованием Центра i1group было собрано множество — больше сотни (!) источников неудач коммерческих сайтов в нескольких группах — неверный выбор доменного имени, слабый, нефункциональный дизайн, просчеты юзабилити, продвижения и так далее. Но удивительнее другое.

Оказывается, большинство неудавшихся интернет-проектов было погублено всего лишь тремя (!) стандартными стратегическими ошибками.

Ошибка 1. Отсутствие собственной — ясной и грамотной концепции интернет-маркетинга. Слепое доверие заведомо некомпетентным «специалистам».

Новички интернет-бизнеса, пусть даже доселе успешные «оффлайновые» предприниматели обычно не имеют ни соответствующего образования (а где и когда его получать?), ни, естественно, опыта. Причем, жизненный опыт успешных коммерсантов часто играет злую шутку, подсказывая «очевидное» решение — купить «готовый» сайт как товар. Следующий «логичный» шаг — обращение к «торговцам сайтами», в веб-студии. Далее все сводится к выбору из трех типичных исполнителей:

  1. Способный одиночка, чаще «студент», готовый создать несложный сайт-визитку, реже что-то более сложное «за еду» (от считанных единиц до 10-15 тысяч рублей).
  2. Средняя вебстудия из нескольких специалистов (несколько десятков, обычно от 15-20 тысяч рублей).
  3. Крупная вебстудия с громким именем и десятками специалистов (сотни тысяч рублей бюджета, размах цен ограничен лишь фантазией).

Угадайте, какой из вариантов опаснее?

Конечно, голодный «студент», а тем более школяр, тренирующийся на клиентах за их собственные, пусть и небольшие деньги — далеко не лучший выбор. Но не стоит думать, что одиночка-профессионал обязательно проиграет по соотношению цена/качество средней, или крупной студии (редко, но попадаются гениальные исключения). Хуже, что одиночка не сможет оказать нормальной техподдержки. Все это так, но правильный ответ еще коварнее. Увы, независимо от выбранного варианта, старт с вебстудией — это часто потерянные время и деньги, в последнем случае значительные. Почему?

Увы, большинство вебстудий любого размера заинтересованы лишь в скорейшем сбыте сайта, но никак не в разработке для вас программы интернет-маркетинга, требующей серьезного изучения вашего бизнеса. Это просто не их компетенция. О четкой и ясной концепции интернет-маркетинга вам придется позаботиться самим. Или обратиться к иным, знающим специалистам.

Конечно, у опытных студий есть портфолио успешных типовых решений. Возможно, одно из них вам как-то подойдет. Но насколько — об этом вы узнаете лишь через некоторое, порой немалое время.

Ошибка 2. Вера в «волшебные» средства. Раскрутка «вслепую».

Не получив ожидаемой отдачи на первом шаге бизнесмен спрашивает у все той же вебстудии (!) «Почему?» И слышит типичный ответ: «Создать сайт мало. Нужна раскрутка». Далее предлагаются десятки способов продвижения сайта разными специалистами с соответствующими прайсами. Быстро выясняется, что ежемесячные затраты на «поддержку и раскрутку» сопоставимы, а то и выше цены создания сайта. Результат по-прежнему неудовлетворительный, продаж мало (причина та же — нет ясной маркетинговой стратегии). Но обвинять исполнителя вроде не в чем — договор выполнен, сайт гордо красуется неделю-другую на первой странице выдачи поисковых систем. В итоге — мощная «раскрутка», не столько сайта, сколько заказчика — на деньги.

Ошибка 3. Неверие в интернет-маркетинг.

В итоге, потеряв несколько рекламных бюджетов и сменив ряд веб-студий (каждая обязательно раскритикует коллег и предложит полный редизайн сайта), бизнесмен может разочароваться в интернет-продажах. И окончательно лишить себя этого важного маркетингового преимущества. Но эта третья, грубейшая ошибка — лишь естественное следствие первых двух.

Как избежать указанных ошибок

  1. Отнеситесь к запуску сайта серьезно, как к отдельному направлению бизнеса. Перед походом в веб-студию обратитесь к специалистам по интернет-маркетингу, определите цели и круг задач, которые должен решать сайт. Создайте четкое техзадание и уже с ним обращайтесь к вебмастерам.
  2. Продвигайте не сайт, а товар. Донесите эту простую мысль до всех своих и наемных специалистов. Выбирайте людей, компетентных в интернет-продвижении товаров и устуг.
  3. Относитесь к возможностям интернет-маркетинга разумно. Это мощное, но не «волшебное» средство. Ставьте реальные маркетинговые цели и проверяйте продвижение к ним на каждом шаге. Но никакой маркетинг не поможет бесконечно сбывать негодный товар. Просто начните с качественных товаров/услуг, а затем расскажите о них на вашем сайте.

 

БизнесТРИЗ-консультант
Константин КУЛИКОВ
специально для www.i1group.ru